В «Макдоналдс» собираются вводить веганские бургеры, в KFC — веганские куриные наггетсы. Россия, вслед за соседями, подхватила тенденцию на введение растительного мяса: «Теремок» внес в меню котлеты из искусственного мяса, как и рестораны холдинга White Rabbit Family. Растительное мясо теперь также красуется на полках гипермаркетов «Лента». Вскоре оно должно занять свое место в супермаркетах «Перекресток» и «Азбука вкуса». Рассказываем, откуда такой тренд и почему его поддерживают крупные игроки рынка.

Как мясо может быть растительным?

По запаху, виду и вкусу растительное мясо почти не отличить от обычного, при этом оно не содержит ГМО, глютен, антибиотики и гормоны. Сейчас крупнейшие компании практикуют несколько вариантов производства мяса, все они на 100% веганские, а в основе рецепта лежит белковый концентрат. Так, искусственное мясо может состоять из:

  • воды, соевого белкового концентрата, кокосового и подсолнечного масла, а также натуральных ароматизаторов (такой состав у мяса Impossible Foods);
  • смеси соевого и пшеничного белка (мясо Nestle);
  • изолята горохового белка, воды, кокосового и рапсового масла прямого отжима, соли, уксуса, крахмала, дрожжевого экстракта (мясо Beyond Meat).

Мясо продается в виде котлет, колбас и в других формах. Оно такое же красное, как и обычное мясо, обладает привычным мясным вкусом. Готовится практически так же, как и любое другое. Единственное, в составе такого варианта продукта нет холестерина — ученые не смогли синтезировать его из растений.

Для того, чтобы получить аналог мяса, понадобилось более семи лет. Зато сегодня процесс создания растительного мяса — это почти как изготовление макарон: все ингредиенты смешиваются, масса прессуется и создается конечный продукт.

Появление мяса на рынке

Лидерами производства искусственного мяса называют Impossible Foods и Beyond Meat: первая на начало 2019 года продавала котлеты из искусственного мяса в 6 000 точках, в это время вторая присутствует уже в 30 000 магазинах. Impossible Foods подписала контракт с Burger King, Beyond Meat пришел на российский рынок.

В Европе «поддельные» котлеты под бредом Incredible Burger начала выпускать компания Nestle. При этом Nestle собирается отказываться от своего мясного бизнеса, следуя за более перспективным трендом.

В разработку искусственного мяса вложились такие известные личности как основатель Microsoft Corp. Билл Гейтс, сооснователь Twitter Биз Стоун, актер Леонардо Ди Каприо, бывший гендиректор «Макдоналдса» Дон Томпсон.

И что будет дальше?

Растительное мясо постепенно завоевывает рынок, и этому способствует внедрение продукта в крупных сетях, таких как «Макдональдс» и Burger King. Товары появляются в продуктовых сетях и пользуются спросом. Эксперты прогнозируют, что до 2023 года рынок искусственного мяса по всему миру увеличится с $18,7 млрд до $23 млрд.

В России тренд на искусственное мясо только зарождается, и пока не известно, как к нему отнесутся покупатели. Дело в том, что россияне не всегда готовы платить 200 рублей за упаковку из двух искусственных котлет, о чем рассказывают представители сети гипермаркетов «Лента», где уже продается мясо Beyond Meat.

Компания Alianta Group, которая поставляет растительное мясо в Россию, останавливаться не собирается. В ее планах только увеличивать объемы — до 27 тонн в месяц.

Почему растительное мясо – еда будущего?

Еще в 1931 году Уинстон Черчилль сказал, что к 1980 году у людей появится мясо, сделанное в лаборатории. Это случилось позже, но случилось. Население Земли растет, а вместе с ним растет и сельское хозяйство, в частности, разведение скота. Однако, такой способ «создания» мяса, по мнению экспертов, исчерпает себя к 2100 году, и люди начнут отказываться от животноводства уже к середине нынешнего века: это будет считаться варварской и устаревшей практикой.

Эксперты продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН рассказывают, что на животноводство приходится около 18% всех выбросов парниковых газов, из-за этого вида хозяйства уничтожается 70% пахотной земли, 46% получаемых сельским хозяйством растительных культур уходит на корм для животных.

К 2050 году эти цифры вырастут, и поэтому человечество пытается найти решение.

Ученые из Маастрихтского университета в Нидерландах утверждают, что создание искусственного мяса менее затратный процесс, так как для него не требуются антибиотики и добавки, но зато он позволяет контролировать уровень жиров, а это положительно сказывается на здоровье. Кроме того, для производства одной котлеты из аналогового мяса для бургера используется на 99% меньше земли и на 96% меньше воды, чем для настоящей котлеты.

Однако, процесс внедрения в массы «подделки» — дело сложное. Спрос на искусственное мясо растет у нового поколения — поколения Z. Оно разделяет мысли об ответственном потреблении и экологической повестке: нужно лишь вспомнить Грету Тунберг, которую критиковали взрослые, но активно поддерживали молодые.

А что с остальными? Исследователь и журналист Дафни Эунинг-Чау провела опрос, который показал, что 57% респондентов не хотят есть синтетическое мясо, высказывая подозрение в отношении новой тенденции: «Я не буду есть то, что сделано в лаборатории», «Это не естественно и может нанести вред здоровью». В меньшинстве оказались те, кто хотел бы перейти на такой вид мяса — около 20%.

В некоторых странах, например, в США, всё большее количество людей готово перейти на растительное мясо. Исследователи связывают это с тем, что в США больше развита экономика, граждане больше чувствуют свою ответственность, также существуют яркие примеры среди знаменитостей, поддерживающих создание растительного мяса.

Растительное мясо – это инновационный продукт будущего и для будущего. Человеку необходимо есть мясо из-за большого содержания белка. Отказываться от него можно, только предварительно пересмотрев свой рацион и включив в него заменяющие продукты, например, орехи, рис. Но в какой-то момент в далеком будущем от животного мяса, возможно, придется отказаться всем.

Таким образом, растительное мясо отвечает запросам не только нового поколения, которое беспокоит состояние планеты, нехватка природных ресурсов и, самое главное, забота о себе и своем здоровье, гуманное отношение к животным, но и запросам тех, кто решил исключить мясо из списка покупок без идеологических причин, а в качестве диеты или детокса.